Иконы богородицы

История образа Богоматери

Все три образа Пречистой были посланы самим евангелистом Лукой в Египет, к благочестивым людям, уверовавшим во Христа и перенявшим образ иноческой жизни у евангелиста Марка. Икона «Милостивая» (Киккская) пробыла там почти тысячу лет и только в 980 году была перевезена в Константинополь. Образ был помещен в царские чертоги и оставался там до периода правления императора Алексея Комнина, а потом был перевезен на о. Кипр.

Однажды правитель Кипра, которого звали Мануил, отправился на охоту, но заблудился в горах. Из-за этого он сильно разозлился, и когда ему встретился инок-пустынник Исаия, он его избил. За это правитель получил наказание – он сильно заболел. А отшельник Исаия удостоился чудного знамения, в котором ему было открыто, что его трудами чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которую написал сам Апостол Лука, будет находиться на Кипре.

Образ Царицы Небесной «Милостивая» (Киккская)

Подвижник очень старательно выполнял Божию волю, начал строить храм, чтобы в нем можно было поместить образ Пречистой. Когда к нему пришел покаявшийся Мануил, старец велел ему ехать к императору в Константинополь и забрать чудесный образ. Правитель Кипра не решился сразу поговорить с императором об иконе, но когда царская дочь заболела, он передал правителю империи слова инока. Император дал обещание отправить икону на остров, после чего императорская дочь сразу почувствовала себя лучше.

Икону Пресвятой Богородицы с почестями отправили на Кипр. По прибытии образ поместили в уже подготовленный для нее храм. Со временем поблизости была построена монастырская обитель на средства, пожертвованные Мануилом. Из-за этого монастырь стал называться императорским.

В 1365 году, когда кипрские земли были под властью католиков, произошел пожар, который все истребил: и церковную утварь, и императорскую грамоту. Но икона осталась невредима. С 1570 года земли попали во власть турок. Обитель восстановили, а образ Пречистой поместили на прежнее место. В киккской обители сохранились летописи, в которых указаны многочисленные случаи исцеления, случавшиеся с людьми благодаря чудотворной иконе.

Икос 5

Видяще муку сердечную молодой жены от мужнего злаго буйства, яко та не може претерпети боле и готова согрешити несмываемым грехом самоубиения, Приснодева посла единаго святаго от лика преподобных. Сей инок дивный предста пред отчаянной и рекл еси к ней «Куда ты грядешь, безумная?» И повеле ей обрящи на чердаке всечестный и славный образ Владычицы именуемый Тучная Горо и помолитися пред ним и буде ослаба ей и радость велия. И посем инок изчезе. Та же жена соблюла бе реченное и исполниша вся и вся бе тако. Мы же дивящеся чуду сему благодарно вопием Ти:

Радуйся, домов христианстих от бурь житейстих надежное защищение;

Pадуйся, браков православных доброе благословение.

Радуйся, родителей о малых чадех присная Радосте;

Pадуйся, чадом убедительное поучение.

Радуйся, Попечительная о мудрой и умащенной старости;

Pадуйся, радостной и целомудренной юности Наставнице.

Радуйся, жестоких и злобных мужей умиротворение;

Pадуйся, буиих жен тишайшее упокоение.

Радуйся, Царице Небесная, Горо Тучная, Еюже к человецем сниде Бог.

История

История удивительна и загадочна. Впервые о нем мы узнаем из рассказа «Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре» 125-летнего иеромонаха Григория, насельника Киккского мужского монастыря. Дата создания — 1422 год.

В православной столице

Повествование начинается с момента создания апостолом Лукой, руководствуемым архангелом Гавриилом, трех иконописных богородичных образов, благословлённых Самой Богоматерью. Один из них – «Елеуса» (в переводе с греческого – «Милостивая») — впоследствии стали называть Киккской.

Спустя время апостол увозит свои иконописные работы в Египет. Далее «Сказание..» имеет некоторые сюжетные несовпадения. Так, во вступлении автор говорит, что через несколько лет «Елеуса» была направлена «благочестивыми царями» в Афины. Однако в основной части рассказа иеромонах Григорий излагает другую версию: из-за гонений на христиан богородичный образ в 980 г был отправлен в Царьград.

Во время морского путешествия судно было захвачено сарацинами, но потом освобождено константинопольскими моряками. Они доставили икону в Константинополь (столицу Византии), где ее разместили в царском дворце.

Перенесение в монастырь на о. Кипр

В начале 12 века при византийском императоре Алексее I Комнине богородичный образ был перенесен на остров Кипр. На то была воля Самой Царицы Небесной.

Однажды византийский полководец, правитель Кипра Мануил Вутомитис охотился в горах Троодос и потерял дорогу. Встретив монаха-отшельника преподобного Исаию и не получив от него ответа о пути в Лефкосию (ныне Никосия – столица острова), Мануил в гневе избивает старца, а вскоре после этого тяжело заболевает.

Понимая, что так он наказан за свой греховный поступок, Мануил слезно взывает к Богу с просьбой исцелить его и даровать возможность испросить прощения у незаслуженно обиженного им монаха.

В это время во сне к иноку Исаие пришла Сама Богоматерь, рассказавшая об искреннем покаянии кипрского правителя и повелела, чтобы в качестве епитимии тот привез из Константинополя на остров Ее икону.

В Киккском монастыре на горе Киккос, о. Кипр

Вскоре после чудесного исцеления Мануила Вутомитиса вызывают к императору, но ему никак не удается подобрать подходящий момент для озвучивания своей просьбы. В это время тяжело заболела единственная любимая дочь императора Алексея I. Лучшие византийские врачи оказались бессильны. Понимая, что это самое подходящее время для выполнения своего обещания, рассказывает безутешному отцу о своем исцелении, о прошении кипрского инока о перенесении иконы на остров. Как только самодержец дал согласие, царевна сразу исцелилась.

Но за оттягивание исполнения обета, его постигла та же болезнь, что и его дочь и правителя Мануила. Раскаявшись, византийский владыка повелел лучшему константинопольскому живописцу сделать копию прекрасного лика, чтобы затем отправить ее на Кипр.

Но во сне явилась Богородица и строго повелела ему: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров монаху Исаие, ибо так Мне угодно»

Иная версия гласит, что старец Исайя прибыл в Константинополь за иконой. Хитрый император предложил, чтобы инок выбрать между двумя иконами подлинную. Так на следующий день преп. Исаия сделал правильный выбор. С тех пор своеобразным «гербом» обители стала пчела как древнейший символ трудолюбия, чистоты, иноческого служения Богу.

После этих событий царь отправил честный образ на своем корабле в сопровождении свиты на остров к преп. Исаие. Кипрскому правителю Мануилу специально выделил деньги на строительство храма во имя Пресвятой Богородицы и повелел во всем помогать.

Старец построил храм на Киккской горе, где и был размещен святой образ. Правитель Мануил даровал три поселения и со временем около храма появились Императорская обитель, поскольку построена была на средства Алексея I. Сегодня это Киккский ставропигиальный мужской монастырь.

Чудеса

Как только икона была перенесена на остров Кипр, от нее тут же начали происходить чудеса. Летопись Киккского монастыря рассказывает о четырехкратном спасении обители от пожара, чудесных исцелениях, даровании долгожданных детей, ниспослании дождей в засушливые неурожайные годы, спасении обители от нашествия саранчи.

Один немой от рождения инок, стоя у иконы, заговорил. Другой умирающий монах вдруг стал здоров. У язычника, замахнувшегося на святой образ, тут же отсохла рука. Как напоминание об этом рядом с иконой повесили железную руку.

Описание и символическое значение

Современное представление об иконописном образе Божьей Матери «Тучная Гора» формируется сохранившимися словесными описаниями. Об общих размерах можно судить по отмеченным параметрам. Икона имела 11 вершков высоты и 12 – ширины. В привычных единицах измерения это составляет площадь 49 × 54 см.

Оформление иконы выполнено с поразительным изяществом пропорций, наполнением глубоким религиозно-символическим смыслом всех деталей и образов. Фигура Божьей Матери представлена на полукруглом возвышающемся основании. Его символическое значение ассоциируется с горою, которая является лейтмотивным образом.

В правой ладони Приснодева держит гору, из которой как бы вырастает церковь. Внешне ликом Божья Матерь обращена к этому русскому храму с характерной пятикупольной структурой. Но когда находитесь прямо перед иконописным образом, замечаете, что внутренне Богоматерь устремлена к молящемуся. Этот парадокс закрепляет не сюжетные функции фигуры, а сакральные. Изображение не столько показывает что-либо, сколько соучаствует произносящим молитвы.

На левой руке Божьей Матери удобно и спокойно размещается Христос-младенец. Своими перстами Богомладенец благословляет пятикупольный храм с золотисто-сверкающими крестами. Цельная гора, служащая своеобразным фундаментом для церкви, свидетельствует о моменте, когда Камень еще не обрушился на мир. Христианский храм и вера твердо стоят на возвышении.

Еще одна важная деталь, как это свойственно многим иконам, образуется некоторыми изводами. Складки на ризе Спасителя устраивают чашу. По Евангелию Христос обещал живую воду. Вот она и стекает струями золотистой ткани.

Молитва

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотрокови-це, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — само Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшед-шею Своею чистотою всех матерей и проматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание. Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Мlтва ко прес™ёй бцdэ

Q всемлcтиваz вLчице нaша пресaz бцdе мRjе. При1зри на ны2 погибaющіz рабы6 тво‰, бёхомъ бо мы2 мeрзкіz, бёхомъ бо мы2 блyдныz, бёхомъ бо мы2 ѕлоречи1выz, ґ пaче всегw2 г0рдыz, нhнэ же ви1дэхомъ всю2 мeрзость нaшу пред8 nчесaми гDа и3 ўжE нёсмь дост0йны предстaти пред8 лицeмъ є3гw2, и3 т0кмо тS вLчице, ћкw многомлcтивую себЁ застyпницу призывaемъ. Q ми б9іz, во грэсёхъ сyщихъ не њстaви нaсъ. Надeждо нaша несумнённаz, њбнови2 нaсъ въ покаsніи, возстaви ко и3сполнeнію зaповэдей б9іихъ, ўчини2 нaсъ въ цRквэ сёй и3 сотвори2 дост0йными сaгw причaстіz животворsщимъ и3 бжcтвеннымъ и3 стрaшнымъ тaйнамъ. Тh бо при1снw м0лиши за ны2 сн7а своегw2 и3 бGа, вёмы ћкw мн0гw бо м0жетъ молeніе мaтернее. И# да и3спроси2 ў хrтA бGа здрaвіz нaмъ тэлeснагw, и3 ћкw ми1лостиваz, њбlгодaти дyши н†ша, посли2 ми1ръ и3 бlг0е поспэшeніе всBмъ бли6жнимъ нaшимъ, при1зри на грaдъ нaшъ храни1мый покр0вомъ твои1мъ, є3мyже kви2 ск0рое заступлeніе t чудотв0рныz и3 бlголёпныz сhz твоеS їкHны, ю4же нhнэ бlгодaрне лобызaемъ, и3 сохрани2 є3гw2 и3 вс‰ и4ніи грaди и3 вє1си и3 вeсь р0дъ правослaвный t всsкихъ напрaсныхъ бёдствій: и3 tрази2 є4ресей нашeствіе t kзы6къ и3ноплемeнныхъ на нaсъ находsщіz, раск0лы разори2, распри2 и3 и4ныz раздэлeніz въ цRкви б9іей, ћкw є3лeемъ твои1мъ цэлeбнымъ, люб0вію нелицемёрной ўмaстивъ, надeжнw ўпрaви, да ми1рное и3 бlгочести1вое житіE бyдетъ въ ўдёлъ нaмъ, и3 да спод0бимсz д0брыz глаг0лы t сн7а твоегw2 и3 судіи2 нaшегw слhшати под8 суд0мъ є3гw2 прaвымъ, є3мy же слaва и3 чeсть и3 поклонeніе со безначaльнымъ є3гw2 nц7eмъ и3 всебlгодaтнымъ є3гw2 д¦омъ нhнэ и3 при1снw и3 во вёки вёкwвъ. Ґми1нь.

Тропарион. Тропари, кондаки, величания и молитвы

Перед иконами Божией Матери:

Божией Матери пред иконой «Тучная Гора»

Тропарь, глас 4:

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и Еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак, глас 6.

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.

Молитва

О, всемилостивая Владычице наша Пресвятая Богородице Марие! Призри на ны погибающия рабы Твоя, бехом бо мы мерзкия, бехом бо мы блудныя, бехом бо мы злоречивыя, а паче всего гордыя, ныне же видехом всю мерзость нашу пред очесами Господа и уже несмь достойны предстати пред лицем Его, и токмо Тя Владычице, яко Многомилостивую себе Заступницу призываем. О Мати Божия, во гресех сущих не остави нас. Надеждо наша несумненная, обнови нас в покаянии, возстави ко исполнению заповедей Божиих, учини нас в Церкве Святей и сотвори достойными Святаго Причастия Животворящим и Божественным и Страшным Тайнам; Ты бо присно молиши за ны Сына Своего и Бога, вемы яко много бо может моление матернее. И да испроси у Христа Бога здравия нам телесного, и яко Милостивая, облагодати души наша, посли мир и благое поспешение всем ближним нашим, призри на град наш хранимый покровом Твоим, емуже яви скорое заступление от чудотворныя и благолепныя святыя Твоея иконы, юже ныне благодарне лобызаем, и сохрани его и вся инии гради и веси и весь род православный от всяких напрасных бедствий; и отрази ересей нашествие от язык иноплеменных на нас находящия, расколы разори, распри и иныя разделения в Церкви Божией, яко елеем Твоим целебным, любовию нелицемерной умастив, надежно управи, да мирное и благочестивое житие будет в удел нам, и да сподобимся добрыя глаголы от Сына Твоего и Судии нашего слышати под Судом Его правым, Ему же слава и честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Всеблагодатным Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Почитаемые списки Киккской Богоматери

Самым древним дошедшим до наших дней списком считается икона из монастыря Святой Екатерины на Синае. Предположительно, написана она в первой половине или в середине 12 века. Иконография этого чудотворного образа развивается до тронного вида. Богородица восседает на престоле, на ¾ повернувшись влево и склонившись к Богомладенцу. Их фигуры вписаны в арку, над которой расположены медальоны с поклоняющимися им архангелами.

В 15-16 веках чудотворный образ «Киккская» стал распространяться по православному Востоку большим числом списков. В нашей стране икона известна с к.16 – нач.17 вв. в связи с влиянием византийской культуры и кипрских святынь. Известные иконы данного извода того времени – иконописные работы Симона Ушакова для Храма в честь святителя Григория Неокесарийского в Москве и Свято-Успенского мужского монастыря «Флорищева пустынь» Суздальской (ныне – Нижегородской) епархии. Сегодня первая работа находится в Третьяковской галереи, а Владимирская-Киккская хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Зачатьевского монастыря

Почитаемый список иконы «Милостивая» в Зачатьевском монастыре

Самый известный сегодня чудотворный список иконы «Киккская-Милостивая» хранится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Невзирая на то, что иконографически он имеет некоторые отличия от кипрского первообраза, монастырская летопись связывает обе эти иконы.

Согласно летописи впервые зачатьевский список упоминается в 18 столетии. Во время гонений за христианское вероисповедание монастырь был закрыт и разорен. В 1923 году святыню перенесли в расположенной рядом храм Илии Пророка «Обыденный». Только в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Алексея II праздничным крестным ходом Божия Матерь «Милостивая» вернулась в родную обитель.

25

Ноябрь
2010 года

В день празднования иконы, насельники Киккского монастыря даровали список с древнейшей иконы «Киккиотиса», хранящейся на их острове с 12 века.

Ежедневно сестры-монахини просят благословение у их Небесной Игуменьи. Множество паломников пребывают к «Киккской-Милостивой» в надежде получить успокоение в скорбях, вспоможение в нуждах, уврачевание болезней. Насельницы Зачатьевской обители ведут летопись чудесной помощи, дарованной по молитвам перед Милостивой иконой.

Список иконы Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевском монастыре Москвы. Дар Киккского монастыря

Интересный фактНарод любовно прозвал икону «Услышительница», или «Слушательница». Богоматерь изображена с одним открытым ушком, как бы слушая все обращенные к ней молитвенные воззвания верующих.

Адрес: г. Москва, переулок Зачатьевский 2-й, 2

Александрийское подворье в Москве

В храме Всех Святых в Кулишках (Подворье Александрийской православной церкви в Москве) находится греческий список «Киккской». Ее особенность – в изображении пчелы на окладе. Каждую среду в 17:30 перед чудотворным списком совершается водосвятный молебен с акафистом.

Примечательно, что настоятель подворья — монах Киккского монастыря.

Через Свои чудотворные иконы Пресвятая Богородица дарует верующим возможность прикоснуться Божественной благодати, духовно и телесно преображающей и исцеляющей. Небесная Заступница рода христианского никогда не оставит всех искренне ищущих путь спасения.

Јкосъ є7

Ви1дzще мyку сердeчную молод0й жены2 t мyжнегw ѕлaгw бyйства, ћкw та не м0же претерпёти б0лэ и3 гот0ва согрэши1ти несмывaемымъ грэх0мъ самоубіeніz, пrнодёва послA є3ди1нагw сaгw t ли1ка прпdбныхъ. Сeй и4нокъ ди1вный предстA пред8 tчazнной и3 рeклъ є3си2 къ нeй: кудa ты грzдeшь, безyмнаz; И# повелЁ є4й њбрsщи на чердакЁ всечтcнhй и3 слaвный џбразъ вLчицы и3менyемый тyчнаz горо2 и3 помоли1тисz пред8 ни1мъ и3 бyде њслaба є4й и3 рaдость вeліz. И# посeмъ и4нокъ и3зчeзе. Тa же женA соблюлA бЁ речeнное и3 и3сп0лниша вс‰ и3 вс‰ бЁ тaко. Мh же дивsщесz чyду семY бlгодaрнw вопіeмъ ти2:

Рaдуйсz домHвъ хrтіaнстихъ t бyрь житeйстихъ надeжное защищeніе: рaдуйсz брaкwвъ правослaвныхъ д0брое бlгословeніе.

Рaдуйсz роди1телей њ мaлыхъ чaдэхъ при1снаz рaдосте: рaдуйсz чaдwмъ ўбэди1тельное поучeніе.

Рaдуйсz попечи1тельнаz њ мyдрой и3 ўмащeнной стaрости: рaдуйсz рaдостной и3 цэломyдренной ю4ности настaвнице.

Рaдуйсz жест0кихъ и3 ѕл0бныхъ мужeй ўмиротворeніе: рaдуйсz бyіихъ жeнъ тишaйшее ўпокоeніе.

Рaдуйсz цRи1це нбcнаz, горо2 тyчнаz, є4юже къ чlвёцємъ сни1де бGъ.

Значение изображения

икона Божией Матери «Благодатное небо»

Царица неба и земли всегда полна внутренней красоты, достоинства, величия. Матерь Бога олицетворяет духовную силу и мудрость. «Благодатное Небо» принадлежит к акафистному типу икон.

Главная цель таких изображений – прославить Деву Марию. Они иллюстрируют слова, которыми описана Богородица в акафистах, в то время как написание других типов икон построено, как правило, на богословских текстах.

Богоматерь здесь в полный рост, с Богомладенцем на руках, стоит на полумесяце, Ее фигура, как и Ее сына, окружены золотым сиянием (мандорлой). На головах у них короны.

По церковному преданию, Божья Матерь именно в таком облике предстанет людям перед вторым пришествием Мессии.

Интересный фактПрообразом этой иконы называют образ «Жена, облеченная в солнце», иконография которого относится к Иоанну Богослову и его видению (о нем можно прочитать в книге Откровения).

Лопухин А.П.

С. 16-17 Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца.

Тщетна зависть высоких гор Сиону, так как Господь на нем останется пребывать навсегда

Горой Божией писатель называет ту, которая сделалась местом постоянного присутствия Бога, в данном случае гору Сион. Давид называет ее усыренной и тучной не в том смысле, что она полна влаги и покрыта богатой зеленью, но тучной от присутствия на ней Кивота Завета, тучной по обильно находящейся на ней благодати, так что в этом случае может быть приравнена горе Васан, обильной влагой и пастбищами, но вместе с тем она и превосходит Васан, так как ее ценность не во внешней лишь влаге, а в духовном богатстве. Этой горе (Сиону) напрасно завидуют («завистливо смотрите») другие усыренные, разумеется, благодатью Божией (в согласии с ст.) горы, потому что гора Сион — та гора, на которой Господь вселится «вечно» — навсегда. Последнее выражение разъясняет причину негодования других гор, — именно — перенесение Кивота Завета на Сион, для постоянного там пребывания. Отсюда, под вторыми горами, завидующими первой, разумеются те местности, где ранее стоял Ковчег Завета, как, напр., Номва, Гаваон. Перенесение на Сион Кивота вызвало, очевидно, бесплодный ропот и недовольство жителей этих местностей на Давида за лишение их такой святыни.

предыдущий стихследующий стих

Авторы Гайдпарка

  • Михаил Свобода

    Пакт нормальности: алгоритм выборов 2021 года – уже очевиден

    Читать полностью

  • Михаил Свобода

    Люди умирают не от COVID

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Что не так со статистикой по COVID?

    Читать полностью

  • Борис Приходько

    Политика Банка России сдерживает рост экономики. Сергей Глазьев

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    Путину доверяют 67,7% россиян, показал опрос

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    Два импортных беспилотника просто парализовали Крым

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    А что если на самом деле только один миллиард людей на Земле останется? Тех, кто не носит маски

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Отмена реформы Чубайса. На очереди национализация электростанций на юге России

    Читать полностью

  • Александр Попов

    В ближайшие 72 часа Иран нанесёт ракетный удар по Израилю

    Читать полностью

  • Сергей Владимиров

    Хайнань приглашает на Всемирную неделю культуры, посвященную жаккардовым узорам и вышиванию

    Читать полностью

  • Виктор Беседин

    Почему в СССР женщины носили шапки в помещениях?

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Россия диктует правила глобальному рынку

    Читать полностью

Где находится чудотворный образ

Икона, которую написал Лука, по-прежнему хранится на Кипре, в обители на горе Киккос. На монастырь неоднократно совершались вражеские нападения, но их попытки разрушить обитель оказались тщетными.

Списки образа находятся в разных странах мира, в том числе и в России, куда копия попала в XVII столетии. Самой известной иконой, находящейся на Руси, можно назвать список, хранящийся в Москве, в Православном Зачатьевском монастыре. Образ является главной святыней обители. Первые записи о нем датируются XVIII веком. Икона была помещена в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

В начале ХХ столетия во время притиснения Православия, когда советская власть разрушала храмы и обители, этот монастырь был изначально закрыт, а в дальнейшем так же уничтожен. Но образ Матери Божией сохранился. Длительное время его хранили в Ильинском храме. За ним ухаживали сестры разрушенного монастыря, перед иконой совершались молебны. В 1999 году Зачатьевский храм был восстановлен, и икона вернулась туда.

История

Примерно в 17-м столетии местом нахождения иконы являлся один из тверских монастырей для мужчин. Оттуда она была передана дар от настоятеля Косме Волчанинову за хорошее исполнение взятых на себя обязанностей по проведению ремонта. Объём выполненной работы был значительно больше того, который оговаривался предварительно, и всё было сделано качественно, на совесть.

Волчанинову было предложено самому выбрать, какой из святых ликов он предпочтёт взять. Подрядчик решил, что заберёт находившуюся в левом соборном клиросе икону Божией Матери. Судя по всему, она располагалась там «за излишеством» и стояла прямо на полу.

Сам же Косма отнёсся к подарку, как к величайшей святыне, которую почитал на протяжении всей жизни. Иконописный лик передавали каждому последующему поколению с благоговением трепетом, пока он не оказался в руках одного из внуков Космы, не отличавшегося прилежанием в вере. Он забросил образ на чердак и позабыл думать о нём.

Этот внук был женат и невестка Космы все время подвергалась издевательствам и оскорблениям со стороны мужа и его родных. В конце концов, отчаявшаяся женщина покинула дом, направившись в пустую баню, где хотела покончить жизнь самоубийством.

Вдруг ей встретился незнакомец. Судя по одеяниям, он был монахом. Человек обратился к женщине, спрашивая, куда она направляется, а после велел ей вернуться в дом и помолиться перед иконой Божией Матери «Тучная Гора». Монах пообещал, что благодаря этому жизнь её станет спокойной и хорошей.

Изумлённая невестка Космы вернулась в дом и рассказала обо всём случившемся, в том числе и о намерении лишить себя жизни. Все бросились разыскивать монаха, но оказалось, что никто его не видел.

Произошло это накануне дня празднования Благовещения Пресвятой богородицы. Икона была немедленно извлечена с чердака, очищена и водворена на почётное место. К вечеру прибыл приглашённый ранее приходской священник. Он совершил перед образом всенощное бдение, которое после повторялось в один и тот же день ежегодно, а жизнь в семье с тех пор действительно наладилась.

После этого события икона более 150 лет хранилось семейством Волчаниновых. А потом вместе с дочерью последнего представителя рода перешла в семью Коняевых, как величайшее наследие. В новом доме дважды в год (24 марта и 7 ноября) перед иконой Божией Матери «Тучная гора» осуществлялись молебны и всенощные бдения.

Во второй половине 19-го века было задумано расширение Тверской церкви, посвящённой Смолеской иконе Божией матери, в виде нового придела в честь святителя Тихона и преподобного Макария Калязинского. На тот момент икона принадлежала Георгию Коняеву, достигшему почтенного возраста в 97 лет. Он знал о том, что Косма Волчанинов завещал передать «Тучную гору» в храм, когда мужская линия его семьи прервётся. Последней в роду оказалась жена Егора – Екатерина. Она вместе с супругом очень долго размышляла о том, куда именно отдать изображение Богоматери, но не могла принять окончательного решения.

Георгий решил, что необходимо поместить богородичный лик в храм, но попросил, устроить для неё отдельный придел, добавив, что считает храм, посвящённый Смоленской иконе Богородицы, наилучшим местом для образа. Причиной этому явился тот факт, что располагается церковь на месте, ранее именовавшемся горой, поскольку оно было наиболее высоким в пределах города. Это возвышение служило местом спасения для людей и их имущества во время наводнений. «Пусть же Царица Небесная «Тучная Гора» почивает Своею благодати на этой горе», добавил старец и священнослужители приняли его просьбу.

В новый придел икона была перенесена 15 июля 1866-го года, для освящения которого днём позже прибыл Старицкий епископ Антоний. К несчастью, во время революции Смоленский храм был закрыт, а икона утеряна. Но память о ней сохранилась. В 1993-м году был создан список образа, а также продолжилось её почитание.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий