Зеленые святки или русалья неделя: традиции и обряды 2021

Зеле­ные Святки

Первые Русалии

 Названий у недели перед Троицей много: Семик, зеленые святки, русальная неделя. Все эти названия пришли из древнего язычества. Но тем не менее они тесно переплелись с православием.

Первые Русалии приходятся на май и посвящены чествованию девы Лели — юной и цветущей богини весны. Вторые Русалии — время, когда дева Леля становится женой Ладой, весна поворачивает на лето.

Русалии — волшебное время, посвященное также проводам весны и чествованию водяных духов (руса­лок). В 2020 году начало русальней недели приходится на 1 июня.

По преданию, во время Русальной недели вблизи рек, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и на кладбищах можно увидеть русалок.

Как и любая другая нежить, русалки считаются очень опасными для живых людей. Рассказывают, что они, подоб­но ведьмам, могут принимать разные обличья и залетать в дома через трубу. Встреча с русалкой для любого смер­тного оборачивается несчастьем. В качестве оберегов от водных дев ис­пользуют те же приемы, что и от нечис­той силы (крест, молитва). Кроме того, прибегают еще и к народным средс­твам — к полыни, хрену, чесноку.

Однако, этот страшный на первый взгляд период, богат всевозможны­ми ритуалами, обрядами и традици­ями. Например, существует обычай в Русальную неделю украшать дом березовыми веточками, цветочными венками и всевозможной зеленью. Засохшая зелень по истечении срока служит оберегом от злых сил.

В начале Русальной недели девушки «завивают венки» обрядовой березке. Прежде всего, вокруг дерева очерчи­вается круг. Затем на березе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви, но не ломая их. Эти кольца называются венками. Сквозь эти коль­ца девушки кумятся: обмениваются по­дарками, целуются, желают друг другу добра. На Троицу венки обязательно развиваются. Этот обряд укрепляет дружбу между девицами.

Можно провести обряд, который называется «кормление дерева». Под деревом (чаще всего под березкой) нужно оставить угощение для духов (основное обрядовое блюдо — яични­ца). Еда, как правило, собирается со всех участников обряда. Это обеща­ет покровительство высших сил на протяжении всего года.

Обряд «хождение в жито» совер­шается в начале либо в конце Зеле­ных Святок. Девушки и женщины отправляются в поля смотреть по­севы. После обхода они разводят костер и устраивают гулянье. Пос­ле еды ложки подбрасывают вверх со словами:

«Пусть рожь и посевы такие высокие уродятся, как высо­ко ложка поднимется».

Этот обряд обещает богатый урожай.

Чтобы водные девы наверняка поки­нули землю, в конце Святок проводит­ся обряд «проводы русалок». К обряду шьют куклу, которая олицетворяет ру­салку, наряжают ее в белое платье и кладут на носилки. Потом куклу отно­сят в поле или на холм и там сжигают. При этом каждый человек своими сло­вами просит горящую русалку забрать с собой все несчастья и невзгоды.

Русальная неделя — денежная

Для получения постоянной хорошей прибыли (чем бы вы ни зани­мались) нужно самостоятельно сплести корзинку из ивовых прутьев.

Когда корзинка будет готова, в нее нуж­но положить любой пирожок, а на него — записочку:

«Русалушка, зазнобушка, не вреди. Двери к богатству отвори».

Пустить угощение по ручью или реке по течению.

Проделывать обряд нужно на  Русальной неделе.

Сплести корзину, дело трудоемкое, не каждый человек спосо­бен, можно купить маленькую плетеную корзиночку и проделать то же самое. Мастер по плетению убежден, что эффект будет слабее, но вопрос спорный.

Другой вариант обряда на прибыль связан с плетением венков из одуванчи­ков, ветвей ивы и березы. На венок кла­дутся угощения — сладости, сделанные своими руками, и венок отправляется по течению реки.

Я думаю, что надо сладости испечь, настраиваясь на проведение успешного обряда. Формальное исполнение приве­дет к небольшому результату!

Советуем прочитать:

* Семик и Троица: зеленые праздники

* Праздник — Троица

Чего опасаться в Троицкую неделю?

Какими бы красотками ни были нимфы, они оставались нечистью. Неистово верующие люди особо опасались столкновений с русалками. В эти дни не то что купаться, даже подходить к водоемам опасались. Особенно это касалось парней. Если юноша приглянется нечисти, она сразу утащит его на дно и никогда не отпустит.

Лес также таил в себе опасность, поэтому туда отправлялись только большой компанией. Беременным и кормящим девушкам, невестам строго запрещалось покидать двор дома. Считалось, что из зависти русалки способны навредить.

В некоторых поселениях верили, что нимфы обладают женской солидарностью. Если барышня пожалуется на мужчину, обидевшего её, того неминуемо ждет наказание. Русалка способна довести до сумасшествия или смерти.

Девушки частенько обращались к наядам за помощью в делах любовных. Правда, просто так нимфы помогать не собирались, требовалось внести плату. Иногда достаточно вручить русалке красивые бусы, а порой с нечистью расплачивалась жизнью ребёнка.

Сценарий квеста

Входит Русалочка.

Под музыку — Песня Русалочек (из кинофильма «Питер Пэн») Русалка танцует с гостями.

Входит отец-Нептун:

«Что-то дочь моя грустна, Хочет сбросить хвост она. Непонятно мне и многим, Ну зачем русалке ноги?

Смотрите, ребята, у меня есть для вас хвосты, попробуйте, как это здорово и удобно. Примерьте их и принесите мне чудных зверей, обитающих вон на том острове.»

Устраиваются Русалочьи бега (бег в мешке).

Дети надевают мешки, добираются до конца коридора, хватают там игрушку, бегут назад, пока не принесут все игрушки.  Под песню краба Себастьяна из мультфильма «Ариэль».

Отец Нептун:

Ну тогда конкурс попроще, нужно не бегать, не плавать, а просто прыгать.»

Игра «Вода — суша». 

Если Нептун говорит слово «вода» или название водоема, дети прыгают вперед, если «суша» или название части суши — прыгают назад.

Отец Нептун:

«Я вижу, вы хорошие ребята. Но чтобы доверить вам свою дочь, я должен убедиться, что вы настоящие друзья. Поэтому вас ждут еще серьезные испытания. Я знаю, что злая ведьма спрятала сундук с зельем, чтобы его найти, нужна карта. Карту вы получите, если выполните все задания.»

Устраиваем бурю в стакане воды:

«Кто первым выдует полный стакан мыльных пузырей?» Хоть стаканы и были с длинной запутанной трубочкой, конкурс прошел очень быстро.  Музыка — Латино.

Нептун:

«Теперь вам нужно, пока играет музыка, поймать всех рыбок из моря и принести мне.»

Выдаются магнитные удочки, рыбки плавают в ванне. Рыбалка проходит под песню «Золотая рыбка».

Отгадай загадку и раскась отгадку

Дальше следуют загадки на морскую тему.

Нужно находить и раскрашивать отгадки на большом листе (мы купили готовую в магазине, но можно и просто распечатать).

Нептун:

«Вот беда, злая ведьма лишила нашу Русалочку голоса. Давайте поможем ей, будем общаться жестами

Дети играют с старого доброго «Крокодила»: нужно изобразить пантомимой загаданное слово.

Нептун:

«Молодцы, ребята! Что ж, придется мне согласиться и разрешить Русалочке стать человеком. Но есть одно препятствие: пока вы путешествовали, карту съели рыбы»

Рыбы из воздушных шаров развешаны под потолком.

Дети достают их, лопают шарики, находят в них обрывки карты, собирают ее.

Карта для поиска клада

Оригинал выглядел так:

Это план нашей квартиры :).

Нейтральные воды — вход из подъезда,

фарватер — маршруты следования,

водоворот — туалет,

Марианская впадина — ванна,

арктические льды — холодильник,

подводные вулканы — плита,

бухта Дельфина — кровать сына,

дворец Русалки — кровать дочери,

гранит науки — письменный стол,

Компстрим — компьютерный стол,

лежбище тюленей — диван,

Бухта изобилия — праздничный стол,

Новосибирские острова — стулья для гостей,

тихая заводь — кресло,

вход в пещеру ведьмы — телевизор :).

Дальше по склеенной карте искали сундук (к нашему удивлению, у детей ушло на это довольно много времени, потребовалась помощь старшей подруги).

Сундук

На сундучке висел кодовый замок.  Нужно отгадать таинственный шифр (у нас были простые вопросы, про возраст именинницы, номер школы, но можно и усложнить задачу).

В сундуке лежали шоколадные монеты, а в них куколка-русалочка, у которой снимается хвост. Таким образом мы превратили Русалку в человека (именинница переодевается в голубое платье).

Начинается застолье.

Музыка — фанфары! Задувание свечек. Квест «День рождения Русалочки» состоялся!

К сожалению, не засняли наш праздничный стол крупным планом, но в инете можно поискать эти рецепты: салат «Рыбки в пруду», закуска из крабовых палочек, салат «Морская звезда» из красной рыбы в кукурузе (очень красиво смотрится!) .

У детей нарасхват шла закуска «Морская раковина» (перепелиное яйцо с икрой в булочке).

Еще выкладывали рыбку из нарезки колбасы, а вот крокодила из огурца вырезать не успели.  

Вот так у нас прошел День рождения Русалочки, гости и хозяйка праздника были довольны!

Еще немного реквизита из интернета.

Детали рыбок, которые приклеиваются на шарики:

Украшение блюд:

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Традиции и обряды

У Русальной недели огромное количество традиций и обрядов, большая часть которых касается женихов и замужества.

Как только наступает первый день русальной недели, люди отправляются на луг собирать цветы и плести венки. Делается это с первыми лучами рассвета. Собранные венки после целый день носят на голове, а с вечера смотрят на его состояние:

  • если венок остался свежим, то девушку ждет скорое замужество;
  • если венок привял, то любимый гадающей загулял;
  • развалившийся венок означает то, что свадьбы в скором времени не намечается.

Русальный четверг начинается с запаха свежей выпечки. Все незамужние девушки готовят пирожки с мясом, чтобы в полночь у водоема отдать их русалкам.

Если при этом они зачитали нужный заговор, то в следующий месяц они встретят своего суженого. Русалка сама его приведет, а вот углядеть его — дело самой девушки. Обряд этот может провести и юноша, просто ему нужно будет изменить слова заговора.

Если девушка желает в ближайшем году получить долгожданное предложение от возлюбленного, то ей стоит попросить близкую подругу сплести венок. Потом этот венок нужно будет обвить носовым платком будущего жениха и, надев под вечер его на голову, пойти к водоему. Пущенный по воде венок обеспечит скорое предложение руки и сердца.

Главные обряды Русальной недели проводятся, конечно, в последний день. По одному из таких обрядов, молодые люди (как девушки, так и юноши) наряжались в русалок и нечистую силу, разукрашивали лица, надевали запачканную одежду и венки из листьев. В таком виде они пугали людей, таким образом отваживая русалок обратно в их водоемы.

Есть места, в которых Русальная неделя отмечается и в настоящее время. Легко определить, когда в 2019 году празднуются и на какое число приходятся эти дни, так как день Тройцы — 16 июня. Правда, прежний ритуальный характер этот праздник уже не несет, но о традициях расскажет многое.

Русальная неделя — еще один показатель того, с каким задором славяне прежних дней устраивали праздники, и каким бытом жили.

Похороны Костромы

В XIX веке в Муромском уезде похороны Костромы справляли парни и девицы. Собравшись, они делали соломенное чучело Костромы, одевали его в платье или просто перевязывали веревками. Затем Кострому с песнями относили на берег озера или реки. Здесь все компания разделялась. Одни охраняли чучело: они становились в круг, кланялись Костроме и «производили перед ней разные телодвижения». Другие нападали на первых и старались похитить Кострому. Завязывалась борьба. В конце концов удавалось захватить чучело. С него срывалось платье, верёвки, чучело разрывалось, солому топтали и бросали в воду со смехом. Первая сторона «горевала», «производила заунывный вой», «оплакивала погибель» Костромы. После обе стороны вместе с весёлыми песнями и танцами возвращались в село.

В селе Губаровке Сердобского уезда Саратовской губернии обряд проходил на Русальское заговенье перед Петровым постом. В начале XX века в обряде участвовали в основном старухи. «Они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:

Уж ты свет моя Кострома,

Государыня Костромушка была,

Не Костромушка, кумушка моя!

Не покинула при нужди ты меня,

При нужди, при старости».

Места обитания[править | править код]

По народным поверьям, русалки обитают в лесу на высоких деревьях (например, на дубе или липе), на которых любят раскачиваться как ночью, так и днём. Свои следы на берегу русалки стараются скрывать, поскольку могут перерыть песок и загладить следы (застать их можно, согласно наблюдениям В. И. Даля, только врасплох). В сосновом бору часто встречаются деревья, вокруг которых не растёт трава: по народному преданию, русалки водят хороводы вокруг этих деревьев и вытаптывают круги.

Описываемая в преданиях территория обитания русалок включает в себя часть Белоруссии, Смоленской и Курской областей. Считается, что белорусские русалки говорят «Уу-гу, уу-гу!», а смоленские говорят «Рели-рели!» или «Гутыньки-гутеньки». В Курской губернии, по народным преданиям, мелодии и ритмы народных песен были схожи с русаличьими. В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» оттого, что они лихо плещутся или лихо пляшут.

Характерправить | править код

Отрицательные чертыправить | править код

В русской мифологии русалки описывались как опасные существа, часто отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях они кидались в людей камнями], ловя кого-нибудь щекотали до смерти и топили, по другим легендам — соблазняли молодых парней, заманивая их на глубину. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняют из леса. В одной народной былине говорится, как русалка в шутку несколько раз тушила костёр, который развели несколько человек в ночь на Ивана Купала, и возмущённые люди чуть не избили её дубинами, заставив русалку убраться прочь. По белорусским народным поверьям русалкам свойственно бегать нагими и кривляться: человек, увидевший таких русалок, перенимает от них эту привычку.

По мнению В. И. Даля, русалки могли поймать стадо гусей, ночующее на воде, завернув им крылья так, чтобы птицы не могли взлететь. Согласно описанию А. С. Пушкина, русалки пугали всадников «плеском, хохотом и свистом».

Среди крестьян распространялись несколько способов заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан загово́р от так называемых «приставаний» русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать.»

Считалось, что люди, которые не снимают нательный крест, защищены от влияния русалок. Если же это не останавливало русалку, то крестьянин должен был уколоть её булавкой.

Согласно народным поверьям, несмотря на свой нрав, русалки, могли проявлять благородные черты характера в отношении некоторых людей: так, они очень хорошо относились к маленьким детям, спасая их от диких животных. Иногда в историях русалки спасали тонущего человека от гибели. Также русалкам приписывался весёлый характер: они часто «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут», устраивают свои развлечения ночью. Крестьяне считали, что там, где русалки устраивали веселье, будет хороший урожай.

Южнославянские русалии или калушары

Подробнее по этой теме см. Калушары.

По болгарским поверьям в это время наступает пора самодив и русалок. Они нисходят в этот мир в Вознесеньев день и их появление предвещает богатый урожай. В то же время, самодивы и русалки могут жестоко мстить тем, кто их разгневает. Считалось, что если человек окажется у родника, где умываются русалки, прервёт их трапезу или помешает их танцам на поляне, то русалки нашлют на него тяжелую болезнь, от которой человек впадает в обморок, резко ослабевает, а порой и умирает.

Такого человека, заболевшего «русалской болезнью» могла вылечить лишь особая группа людей — русалии или калушары. Они объезжали сёла, выполняя обрядовые танцы для здоровья и плодородия, наподобие ряженых и лазарок, и обладали силой прогнать поселившихся в домах и людях злых духов. Лечебные обряды выполняла группа мужчин-русалий из 7, 9 или 11 (чаще всего семи) человек, которых возглавлял ватафин. Ватафин проводил тщательный подбор участников обряда: они должны были быть здоровыми и выносливыми, уметь хорошо танцевать, хранить тайну, быть добрыми и честными. Перед посвящением кандидаты в русалии проходили обучение, потом соблюдали пост на определённый срок, давали присягу и лишь после этого проходили специальную церемонию посвящения, которая предоставляла им право совершать обряд. Обычно эти умения предавались от отца сыну и хранились в строгой тайне.

Этимология

Согласно теории «римского влияния», которую отстаивали Ф. Миклошич и А. Н. Веселовский, слово русалка позднего происхождения, произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии (от лат. Rosalia «праздник роз, посвящённый умершим»). В то же время историк-антиковед Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования персонажей древнеримской мифологии восточными славянами. По мнению мифолога Е. Е. Левкиевской, мифологический образ русалки является исконно славянским и сложился в глубокой древности.

Некоторые исследователи XIX века считали, что термин произошёл от слов «русло», «русый» или названия рек Руса, Рось, Раса и др. Или от растения «росен» (болгар. ясенец белый), игравшего роль в обряде русалии, однако отмечалось, что это название тоже латинского происхождения.

По мнению И. Ягича, вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо.

Археолог Б. А. Рыбаков предполагал происхождение от слова «роса»[источник не указан 456 дней].

В украинском языке сохранилось название мавка, в белорусском — водяница, купалка, как синоним русалки.

Обычаи

Древнейшее упоминание русалий — граффити № 23 (по А. А. Медынцевой) в Новгородской Софии, датируемое серединой XI века. Первое летописное упоминание о русалиях содержится в Лаврентьевской летописи (под 1068 г.). В контексте осуждения языческого обычая призывания «дьявола» для предотвращения засухи: «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». В более поздних памятниках[каких?] Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием», песнями, с ряжением в маски животных и т. п. В «Слове о злых женах» по списку «Златой Матицы», датируемому по водяным знакам второй половиной 1470-х — началом 1480-х годов, участницы русалий названы русалками.

Праздник Русалий, будучи чисто языческим по содержанию, носит христианское название, или, по крайней мере, отпечаток греко-римского влияния. Праздник Русалий отмечался не только восточными славянами, но и южными — в Сербии и Болгарии, и само название Русалии появилось именно на Балканах. Считается, что слово Русалия (ст.‑слав. рѹсалиѩ, др.-серб. и др.-рус. русаліа, болг. русалия, сербохорв. русаље) образовано путём заимствования из лат. rosālia — «Розалии, праздник роз» — языческого праздника древних римлян, обряда поминовения предков. Слово русалка произошло от названия праздника. В то же время Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования древнеримской обрядности восточными славянами. Сам образ русалки исконно славянский и сложился в глубокой древности.

На Семик или в Троицын день (в иных местах с Вознесенья) русалки выходят из воды и пребывают на земле. Считалось, что на Семик, то есть в мае-июне, когда становится тепло, русалки появляются на берегах рек и озёр, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев (ср. у Пушкина: «Русалка на ветвях сидит»). В течение всего периода русалки находятся в непосредственной близости от человека, так что даже могут вступать с ним в контакт. С Семика действовали многочисленные запреты и обычаи, например, повсеместным был запрет на большие работы, опасались ходить в лес, водить туда скот, полоскать бельё и заниматься ткачеством, шитьём, рукоделием. Один из древних обычаев, связанных с этим праздником, — это запрет на купание в реке, особенно в полдень и в полночь. Существовало поверье, что русалки утаскивают утопленников к себе.

Русалии на Руси отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы (Русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала). Словом русалия/русалии в древнерусских источниках называли праздник Пятидесятницы.

Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко заполночь. Церковь к подобным праздникам относилась крайне отрицательно: к примеру, Стоглавый собор 1551 года резко осуждал такие гуляния:

У южных славян Русалии отмечали на Святки (от Рождества до Крещения), на святую Пасху, со Спасова дня (Вознесенья) и, особенно, на Русальной неделе, когда приходят «русали» (или «русалки»). Болгары считали, что в среду на Преполовение (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу».

В Македонии с Рождества до Крещения ходили по дворам мужские дружины — «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их. Члены этих дружин на весь праздничный период соблюдали строгие запреты: они не должны были креститься перед едой и на ночь, здороваться при входе в дом и при встрече с односельчанами, обязаны были хранить молчание; ночевали всей группой в чужих домах, не возвращаясь на ночлег домой и не общались со своими родственниками, Русалиев встречали в домах с большими почестями. Считалось, что сам их приход в дом способствовал сохранению здоровья и изгнанию духов болезней.

На севере Болгарии и северо-востоке Сербии группы «русалиев» или «калушар» ходили по сёлам на Троицкой неделе с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали русалки или самодивы, которые появлялись на земле с Вознесения. Группа мужчин (обычно — 5, 7, 9 человек), одетых в меховые шапки с цветочными венками, на ногах кожаные лапти, на поясе погремушки и колокольчики, в руках — большие палки, ходила по сельским домам. «Русалии» исполняли возле больного (которого выносили и укладывали во двор или на поляну) обрядовые танцы с кружением и подскоками, иногда доводя себя до экстатического состояния и конвульсий, что обеспечивало — по народным представлениям — наиболее эффективное исцеляющее воздействие. Таким способом изгонялись из больного зловредные духи.

Зелёные святки 4 июня 2020 года, или Русальная неделя, история

Если верить древним рукописям, то дни Зеленых святок у наших предков начинались на Русалии — обрядовое торжество, во время которого проводят русалок. Зеленые святки являются олицетворением расцвета природа, именно в это время трава становится зеленее, а деревья вокруг начинают усиленно расти и начинается настоящий летний сезон. Славяне в это мистическое время украшают свои дома и дворы пучками трав, зеленью и ветками других деревьев, это своего рода традиция.

Когда на Руси окончательно утвердилось христианство, древнее торжество начали связывать с Троицей и справляли на седьмой неделе после Пасхи. Как и раньше, в современно мире у этого праздничного события нет стабильной даты. Однако, как правило, Зеленые святки приходятся на Духов день, но бывают и другие варианты.

Обряды и ритуалы, которые славяне выполняют на Русальной неделе, были призваны вызвать дождь, который поможет обеспечить хороший урожай. Наши предки всегда поклонялись силам матери-природы, которая всегда предоставляла очень ценные подарки. Известно, что во время праздничного периода народ выполнял ритуал под названием «клечание». В это время наши предки выражали свое почтение природе. Говорят, что раньше хозяин жилища срезал ветки с деревьев, а хозяйка набирает отдельно несколько цветов и трав. Эти цветы и травы украшают жилище, они являются символами уважения к природе. Во дворе люди устанавливали высокие жерди, которые также были украшены цветами и травами. Молодые люди водили вокруг этих сооружений хороводы.

Славяне в этот чудесный и удивительный период просили своих детей выполнить популярный обряд состригания волос. Народ верил, что если состричь кудри, то волосы в кратчайшие сроки отрастут и станут более густыми, крепкими и здоровыми. Представители духовенства пытались запретить этот обряд, однако никто не стал слушать священнослужителей, в итоге он был утвержден официально.

Даже в современном мире сохранился обряд украшения домов зелеными растениями, он так и называется — клечание. Если верить легендам, то в это время души наших предков отдыхали и приходили проведать своих потомков. Цветы и трава были для них словно освещенной тропинкой.

Двойственное отношение к березе

Женский характер культа березы объясняет и двойственное к ней отношение. Ведь с победой христианства культ этот становился запретным, а обряды, если и не запрещались, то не приветствовались церковью. Меняется и отношение к женщине. Представление об изначальной греховности ее, какой-то «второсортности» не могло прийти в голову язычнику. Для мужчины-язычника женщина была просто иной — у нее свои обязанности, свои обряды. И свои боги, которых следовало побаиваться!

И возникают уже несколько иные поверья. Что на березе обитает черт. Что нельзя мужчине сажать возле дома березку — вскоре умрет кто-то из близких. Что ведьма летает не только на помеле, но и на березовой палке, а на самой березе нечисть устраивает свои шабаши. Что подаренные чертом прекрасные белые кони оборачиваются березовыми жердями.

Думаю, что ритуальный запрет на участие мужчин в культе березы в древности был отнюдь не ритуальным. Культы плодородия были женскими у большинства народов. И известные описания их — прежде всего, у эллинов (древних греков) — свидетельствуют, что опасность была самой настоящей

Неосторожного могли просто убить!

Традиции и приметы

В старину Зеленые Святки относили к женскому празднику. В это время представительницы прекрасного пола собирали духовную силу, которой в будущем защищали своих близких. Женщины проводили интересные обряды и ритуалы, многие поручали хозяйство и детей супругу на весь торжественный период, чтобы спокойно выполнять магические действия. Перед праздником было принято поминать умерших родственников (но в некоторых регионах традиция не имела силу).

Кроме этого в этот день было принято поминать самоубийц: утопленников и повешенных. Люди свято верили в то, что в Семик они приходят на Землю, чтобы найти успокоение. После принятия христианства можно было проводить панихиды.

Этот  четверг назывался сухим потому, что в этот день запрещалось, что-либо срубать. В Семик русалки выходили из воды, чтобы полежать на земле, а люди вытаскивали из сундуков одежду и выкладывали ее сушить на свежий воздух.

  • После принятия христианства еду начали освещать в храме, после ее относили на кладбище и оставляли на могилках умерших родственников, часть пищи раздавали беднякам.
  • Женщины, на долю которых выпало горе потерять ребенка, в Сухой четверг готовили различные сладости и угощали ими соседских малышей.
  • Также было принято выходить в чистое поле, обряд назывался «обход царины». Это делалось для того, чтобы год был плодотворным. После принятия христианства, жрецы сменялись священниками, которые освещали землю, это было верным признаком того, что урожай будет весьма богатым.
  • На Зеленые Святки приходились все ритуалы с использованием растений для украшения жилища, а иногда и людей.
  • Во время Зеленой недели ни один дух не оставался без внимания. Славяне почитали и уважали мавков, они считали, что с помощью обрядов смогут задобрить духов.
  • А вот русалки считались не чисто силой, их боялись и остерегались. На Зеленые Святки люди старались не обижать речных дев.

Русальная неделя: обряды и традиции

Считается, что именно в тот день, который сейчас называется «Духов», больше всего шансов увидеть настоящих русалок, однако появляются они и на протяжении всей русальей недели. Причем встретить их можно не только в воде, но и на берегу – в рощах, на полях, на перекрестье дорог и на погостах.

Как они добираются туда на своих хвостах – загадка. Хотя некоторые считают, что на самом деле у русалок красивые длинные ноги, а миф о том, что подводные девы ниже пояса – рыбы, придумали селянки, чтобы их мужья не искали встреч с речными красавицами.

Испокон веков для того, чтобы задобрить этих существ, женщины и маленькие дети раскладывали на полях и развешивали на деревьях возле рек и лесных озер бусы, детскую и женскую одежду, вышитые рушники, отрезы материи.

Существовало поверье, что если русалки останутся довольны подарками, то ни один человек из ближайших селений летом не утонет, а урожай по осени будет очень обильным.

Кроме того, считается, что спастись от русалок можно с помощью очень пряных трав – полыни, листьев хрена и чеснока. Поэтому в течение русальей недели наши предки старались брать эти пряности с собой даже на поле и в лес за грибами-ягодами, а уж стирающие в реке белье девушки и рыбачащие парни обязательно затыкали за пояс обережные травы.

Так как русалья неделя тесно связана еще и с плодородием, считается, что в «Духов день земля урожаем беременна», поэтому нельзя пахать и боронить, сеять, копать почву и даже вбивать в нее палки и колья.

Редакторы 2020-years.ru вам рекомендуют прислушаться к этой примете и на этот день оставить в покое не только грядки на дачных участках, но и свои домашние растения.

В некоторых селениях существовал обычай «кормить землю» – в Духов день уже рожавшие женщины уходили в поля, расстилали там красивые скатерти, раскладывали праздничную еду и трапезничали.

Потом они разбредались по полю и оставляли на земле кусочки угощения, приговаривая: «Землица-именинница, дай нам урожай». Попробуйте тоже положить на своем огороде какое-нибудь лакомство – вдруг это поможет повысить урожайность.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий