Образцы правильных записок об упокоении человека

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет ил святой долг.
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Из книги «Как правильно подавать записки «О ЗДРАВИИ» и «О УПОКОЕНИИ»» Сретенский монастырь. «Новая книга» 1997 год

Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.
Наши молитвы о усопших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.
Церковь — это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.
К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.
Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, — ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.
Наша обязанность — заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.
Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них — домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии.
«Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?» — пишет святитель Иоанн златоуст.
Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что «милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов. 12, 9).
Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».
Преподобная Афанасия, сказав, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов», добавляет: «если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».
Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.       Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть II Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Как правильно поминать усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.
С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.
Таким образом, поминовение усопших — это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.
Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.
В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.
Молитвы возносятся о людях «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере».Три субботы Великого Поста — субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста — установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.В Радоницу — вторник второй седмицы по Пасхе — с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».Троицкая родительская суббота — в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших».Димитриевская родительская суббота — в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.
Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок «О упокоении» такие же, как и записок «О здравии».

    «На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя

Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений», — писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский

Когда лучше подавать записку в церковь

Записочки о упокоении можно подавать ежедневно в те храмы, где совершается служба. Также, существуют особые дни поминовения усопших:

  • Третий день после смерти, когда душа возносится на поклонение Творцу. Первые два дня после успения, душа, в сопровождении ангела, посещает на земле места, к которым была привязана при жизни. А на третий день восходит к Богу, дабы поклониться ему.
  • Девятый день. После того, как душа возносится на поклон к Богу, ей дано несколько дней для того, чтобы посетить райские обители. После чего, на девятый день, душа снова предстает перед лицом Господа, а церковь молится о милосердии Всевышнего по отношению к ней.
  • Сороковой день – самый серьезный, если так можно выразиться. Душа опять возносится к Богу, дабы Он решил ее посмертную участь. Иными словами, на сороковой день душу отправляют либо в рай, либо в ад, в зависимости от того, как она жила на земле. В этот день особенно необходимы молитвы за усопшего, нужно просить Бога о помиловании его души.
  • Годовщина смерти. В этот день, близкие поминают усопшего с сердечной, особой теплотой. Необходимо помянуть покойного и в церкви, причем, в записке о упокоении он отмечается как «приснопоминаемый». То есть, поминаемый снова – не забытый.
  • Родительские вселенские субботы. Первая родительская суббота в году бывает перед масленичной неделей. В 2020 году она выпадала на 22 февраля.
  • Затем следуют великопостные субботы , на 2-ой, 3-ей и 4-той неделе Великого поста. Соответственно, это 14-ое, 21-ое и 28-ое марта в 2020 году.
  • Радоница – день поминовения усопших после Пасхи. Этакая Пасха для покойных, отмечаемая во второй вторник после праздников. Радоница выпадает на 28 апреля в 2020 году.
  • 9 мая поминают всех усопших воинов.
  • Троицкая родительская суббота бывает перед Троицей, соответственно. В 2020 году выпадает на 6 июня.
  • Дмитриевская родительская суббота – на первую субботу ноября.

Также, особое поминовение умершего совершается в день его рождения и именин. Желательно подать заказную записку, панихиду и самому поминающему причаститься в этот день.

После смерти человека будет очень полезным для его души частое поминовение. Считается, что идеальным вариантом станет заказ сорокоустов в сорока монастырях и храмах. Но не каждый может позволить себе это финансово.

По возможности, до 40 дней, пока усопший считается новопреставленным, желательно ежедневно подавать заказные записки за него.

Правила заполнения записок о здравии

Бланк записки о здравии можно взять в церковной лавке (где продают свечи, иконы). Он обязательно должен содержать изображение православного креста и слов «О здравии». Записка, бланк которой не соответствует требованиям, подавать нельзя. В случае отсутствия готового бланка можно подать самим, взяв обычный небольшой листок чистой бумаги и обязательно нарисовав крест и написав «О здравии». При этом крест рисуется восьмиконечный, как символ Русской православной церкви. Можно заранее распечатать такие бланки дома и принести в храм .

Заполняем записки правильно

При написании необходимо руководствоваться следующими правилами. Их соблюдение очень поможет священнику при прочтении.

  • Почерк должен быть крупным и разборчивым .
  • Имена православных указывают в родительном падеже, т. е. отвечающим на вопрос «Кого?» (Марии, Кирилла и т. д .).
  • Все имена указываются в православном прочтении: вместо Светланы — Фотиния, не Татьяна, а Татиана и т. д .
  • Указывать иные звания, кроме церковных (при упоминании священников), не нужно .
  • Детей до семилетнего возраста указывают как младенцев (мл .), от 7 лет и не старше 14 лет — отрок или отроковица (отр.).
  • В случае если прошение подаётся о здравии священника, то обязательно указание священнического сана: монаха, инока, игумена, диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея.
  • Бланк одной записки может содержать до 10 имён.

Перед именем нужно сделать уточнение и написать, за кого подаётся прошение :

  • воина Александра (за военнослужащего Александра);
  • болящ. Алексия (за болящего Алексея);
  • путеш. Фотинию (за путешествующую Светлану);
  • закл. Иоанна (за заключённого Ивана);
  • непраздной Ксении (за беременную Ксению).

Обычно образцы записочек о здравии и упокоении можно увидеть возле свечного ящика.

Последовательность упоминания имён

Очень верно в числе первых имён указывать имя духовника или духовного отца, или того священника, который своими молитвами помогает в жизни, не оставляет своими советами и благословением.

После указываются имена родителей, членов семьи и родных. Здесь же можно указать и своё имя. Затем следует указать имена благодетелей, то есть тех, кто своими добрыми делами оказывает всяческую помощь и поддержку. За недоброжелателей также следует молиться, как предписывает нам Господь, показав образец Своей земной жизнью.

Кого нельзя упоминать в записках

В храмах упоминаются исключительно крещёные православные христиане. Нельзя упоминать некрещёных людей. О них также можно и нужно молиться, но келейно, сть дома перед иконами. Имена самоубийц также не упоминают! Если по неведению это произошло, то в этом факте необходимо покаяться на исповеди. Упоминание имён самоубийц допустимо только в домашней молитве.

Как правильно написать записку о упокоении

Сейчас практически в каждом храме есть листочки, на которых пишется записка. Кроме того, листочки распечатаны на компьютере, с надписью о том, какая это записка и нумерацией (максимально допустимое количество людей, которое можно написать).

Бланк записки о упокоении

Однако, необходимо знать, как правильно оформить записку. Образец того, как пишутся имена в записке о упокоении:

  1. Имена должны писаться в родительном падеже: Александра, Марии, Виктории и т.д.
  2. Если с момента смерти не прошло 40 дней, перед именем пишется слово «новопреставленного», то есть – умерший недавно. Например, новопреставленного Виктора.
  3. Перед именем усопшего, поминаемого в день его рождения, именин или в годовщину смерти, пишется слово «приснопоминаемого». К примеру, приснопоминаемой Маргариты.
  4. Подавая записку о упокоении ребенка, если он умер до 7-милетнего возраста, перед именем пишется «младенца». Дети в возрасте от 7 – ми до 14-ти лет именуются отроками. Например, младенца Дарьи, отроковицы Александры.
  5. Если поминается воин, то так и надо написать «воина». Воина Иоанна, например.
  6. Убитого человека поминают как «убиенного». Убиенного Игоря, к примеру.
  7. Поминая священнослужителя, необходимо указывать его сан: иерея Дмитрия, игумена Галактиона, диакона Анастасия, митрополита Никодима, архимандрита Трифона.
  8. Монашествующих поминают в зависимости от того, какую степень покойные имели при жизни. Обычные ли они были монахи или схимники. Если человек еще не был в постриге, а носил послушнические одежды, он именуется послушником. Того, кто принял иноческий постриг, поминают как инока или инокиню, в зависимости от пола.

Печать записок дома разрешена, но лучше написать их от руки.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.
В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши» (1 Кор. 15, 3). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2,2). •
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров — хлеба и вина, — Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.
Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва — святое Причастие.Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2,1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
— Я не умею молиться, — смиренно отвечал отец Иоанн.
— Помолитесь, — продолжала просить женщина. — Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
— Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
— Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Молебен: отличия от поминовения

Время молебна – финиш Литургии. Им же знаменуется окончание утрени и вечерни. Молебен — вид богослужения, в ходе которого Господу, Богородице, святым верующие коллективно возносят просьбу о помощи, заступничестве и ниспослании благословения, а также выражают благодарность за явленные великие Божьи милости. Для совершения разных молебнов в Храмах выделяются определенные дни.

Время молебна – финиш Литургии

Виды молебнов:

  • Общественные – Храмовые праздники, старт учебного года, наступление Нового года, при стихийных бедствиях, засухах, эпидемиях и т.д.
  • Частные – все прочие молебны, выполняемые по частным нуждам и просьбам верующих.

Когда молебен заканчивается, прихожане набирают в емкости освященную воду

В записке о заказе молебна можно указать, к кому обращаться при его совершении. Обратиться можно к святым, Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу. Поминания живых в православных храмах зачитываются во время регулярно проводимых молебнов. К таковым относятся молебен о здравии Михаилу Архангелу, молебен о здравии Николаю Чудотворцу, и другим. Даты проведения храмовых событий необходимо уточнять в расписании конкретного Храма

Если нет возможности посетить храм для участия в молебне, интернет располагает видео-записями проведенных ранее молебнов, которые можно посмотреть. Некоторые снабжены субтитрами, что очень удобно для понимания смысла возносимых Господу молитвенных обращений. Например, на видео-хостинге Youtube можно найти в записи молебен о здравии Николаю Чудотворцу, или в определенные Храмами дни даже слушать молебны онлайн в прямом эфире.

Записка о здравии

Так выглядит бланк записки.Все хотят иметь крепкое здоровье и желают его своим близким, поэтому одно из главных прошений на молитве — о здравии своем и своих родных.

По учению православной церкви таинственным образом Господь знает каждого человека лично, и знает того, о котором возносится молитва.

Поэтому фамилии и отчества не пишутся в церковных записках. Надо просто написать имена тех людей, которым мы желаем здоровья и долгой жизни.

Если имена встречаются схожие, как в мужском роде, так и в женском (например, Александр и Александра, Евгений и Евгения), то желательно для уточнения указать в скобочках — муж. или жен.

Конечно, можно и дома поминать своих родных на молитве, просить у Бога им здравия, но церковная молитва считается выше и важнее. Кроме того, записки читаются священнослужителями в алтаре перед Престолом Божиим. За тех людей, имена которых написаны в записках, совершается бескровная жертва в алтаре.

Божественная литургия состоит из нескольких частей, на которых вспоминается земная жизнь Спасителя. Начинается эта служба с проскомидии, на которой священник вынимает частички из просфоры, называя те имена, которые написаны в записках.

При этом священнослужитель просит Бога простить грехи этих людей, живых или умерших. Затем эти частички опускаются в Святую Чашу. Это и есть — бескровная жертва.

Поминовение на Литургии бывает также сугубое:

об исцелении тяжко болящих (называется «Врачу душ и телес»);
благодарственное (благодарение Бога за какое-либо событие, исполнение просимого);
благословение на всякое доброе дело (перед началом важного предприятия);
о путешествующих;
о мире и т.д.

Для таких особых прошений также пишутся записки с именами тех людей, за которых просят. Есть различия в том, как писать имена взрослого человека и маленького ребенка. До семилетнего возраста церковь называет человека «младенец», от семи лет до четырнадцати — отрок, от четырнадцати лет — уже раб или раба Божия.

Поэтому если пишется имя ребенка до семи лет, надо перед именем сделать пометку — «мл» (что значит — «младенец»), если пишем имя ребенка от семи лет до четырнадцати, то делается пометка — отр. (значит — «отрок» или «отроковица»).

Слова раб Божий или раба Божия перед именем писать необязательно. Если пометки не будет перед именем, значит, батюшка поймет, что поминается взрослый человек. Иногда можно поставить перед именем пометку «бол.», это значит, что имеется ввиду болящий человек (смотрите на фото образец такой записки о здравии). Но и это делать совсем не обязательно.

Образец записки о здравии

Для сорокоустов в церкви имеются особые бланки, на которых сверху написано «сорокоуст».

Это поминание отличается от обыкновенного тем, что имя человека, указанное в записке, будет поминаться на Божественной Литургии в течение сорока служб, т.е. сорок раз будет вынута частичка с поминанием о здравии этого человека.

Также есть в церкви годовые поминания, т.е. имя человека будет поминаться на молитве в церкви в течение всего года. Для таких поминаний тоже имеются отдельные бланки. Если же таких бланков нет, то на обычной бумаге можно сверху написать: «годовая» или «сорокоуст».

Но обычно такие пометки делают работники церковной лавки, надо просто им объяснить, какое поминание заказывается.

Еще есть поминание о здравии на специальных молебнах.

Молебны бывают:

  • о здравии;
  • благодарственный;
  • перед начинанием всякого дела;
  • о путешествующих;
  • перед родами жене;
  • об отроках, плохо учащихся;
  • о примирении находящихся во вражде и др.

В записках на молебен тоже пишется имя человека, о котором надо помолиться. Вид молебна указывается самостоятельно сверху на записке, или это напишет работник церковной лавки (смотря на то, как это принято в отдельно взятом приходе).

В церкви поминаются имена только крещеных людей в православной церкви, т.е. прошедших Таинство Крещения. Некрещеных людей следует поминать дома, но в церкви подавать за них записки нельзя.

Кого не вписывают для поминания в православной церкви?

В записку о упокоении не следует включать имена:

  • самоубийц;
  • некрещёных;
  • инославных, то есть, тех, кто принял крещение в других христианских конфессиях.

Иногда в записках стараются упомянуть Блаженную Ксению, Блаженную Матрону. Этого делать не нужно, так как причисленным к лику святых не требуется молитвенное поминовение. Они сами возносят Богу молитвы за нас.

полезный материал остались вопросы 1 нравится
24 апреля 2020
Возможно, вам будет интересно: Кремация на территории Беларуси — история Похороны с кремацией нередко воспринимаются, как новое веяние, чуждое местным традициям. Однако археологические данные свидетельствуют, что на белорусской… Мусульманские могилы и памятники Захоронение мусульман проводится на конфессиональных кладбищах или в пределах особых участков. Они обязательно огораживаются, чтобы обозначить отделение от… Гробы для крупных людей Также как при жизни одежда стандартных размеров не подходит для людей солидной комплекции, так и после смерти для их упокоения требуется гроб увеличенных…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий